Методическое объединение классных руководителей

 МБОУ "СОШ с. Вязовка" Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области

официальный портал

412624  Саратовская обл., Базарно-Карабулакский район

с. Вязовка, ул. Советская, д.28 

тел. 8(84591) 64-160  vyazovka_bk@mail.ru 

 

Методическое объединение классных руководителей

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа

Базарно-Карабулакского муниципального района

 Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое

объединение классных руководителей

 

 

 

 

 

 

Вязовка

 

 

 

 

«Какие дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти»

 Плутарх

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения...,  но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.»
                                                                                                                                        К.Д.Ушинский

В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей , в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку"

            Воспитывающая деятельность образовательного учреждения – одно из самых широких, объемных, можно сказать, необъятных понятий современной жизни. Трудно определить содержание и объем воспитывающей деятельности. Еще труднее определить ее результативность, а следовательно, оценить качество и эффективность. Недаром говорят, что дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства

На основе сотрудничества взрослых и детей в МБОУ «СОШ с.Вязовка» организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения.

Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. Это - потребность в новых психолого-педагогических знаниях и путях их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с вариативными педагогическими технологиями и др.

С этой целью в школе работает методическое объединение классных руководителей.

Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся.

Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной вморе социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой. Школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают наши учителя. В центре всей общеобразовательной деятельности нашей школы  стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Вся воспитательная работа школы строится на принципах, заложенных в Уставе, на основе личностно-ориентированного подхода.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы. В школе 11 классов.  Планирование работы классных руководителей по воспитанию учащихся соответствует современным требованиям.

В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

·         Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности.

·         Классное руководство- это широкий круг обязанностей.

·         Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.

·         Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

 

Основными задачами МО классных руководителей являются всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, повышение творческого потенциала педагогического коллектива, повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.

МО классных руководителей - это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научно-методическую и организационную работу. МО строит свою работу в соответствии с требованиями стратегического развития школы, определяемыми уставом ОУ, программой развития ОУ на основе годового и перспективного планов учреждения.

 

Цель работы МО классных руководителей:

Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.


Задачи:


1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя,  совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы.
2. Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.

3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.
6.
Повышение творческого потенциала педагогического коллектива.

7. Повышение качества и эффективности системы воспитательной работы школы.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение методической культуры классных руководителей и, как следствие, повышение уровня воспитанности учащихся.

Функции МО классных руководителей.

·         Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов.

·         Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе.

·         Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся.

·         Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы.

·         Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей.

·         Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

 

МО классных руководителей ведет следующую документацию.

O  годовой план работы МО;

O  протоколы заседаний МО;

O  аналитические материалы по итогам проведенных мероприятий, тематического административного контроля (копии справок, приказов);

O  инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;

O  материалы «методической копилки классного руководителя».

 

Функциональные  обязанности

руководителя  МО  классных  руководителей.

 

Руководитель МО классных руководителей:

отвечает:

O  за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности МО;

O  за пополнение «методической копилки классного руководителя;

O  за своевременное составление документации о работе МО и проведенных мероприятиях;

совместно с заместителем директора по воспитательной работы и заместителем директора по учебно-воспитательной работе:

O  за соблюдение принципов организации воспитательной работы;

O  за выполнением классными руководителями их функциональных обязанностей;

O  за повышение научно-методического уровня воспитательной работы;

O  за совершенствование психолого-педагогической подготовки классных руководителей;

 

организует:

O  взаимодействие классных руководителей – членов МО между

O  открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания МО;

O  изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей;

O  консультации по вопросам воспитательной работы классных руководителей;

 

координирует

O  планирование,

O  организацию и педагогический анализ воспитательных мероприятий классных коллективов;

 

содействует

O  становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов;

 

Права и ответственность МО.

Права:

1 . Выдвигать предложения об улучшении воспитательного процесса в школе.

2. Вносить коррективы в работу МО, программу развития школы.

3. Обращаться за консультациями по проблеме воспитания к директору школы или заместителем директора.

4. Ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении своих членов за успехи в работе.

5. Готовить свои предложения при проведении аттестации учителей.

6. Решать вопрос о публикации методических материалов классных руководителей.

7. Рекомендовать своим членам различные формы повышения педагогического мастерства за пределами школы.

8. Требовать от администрации школы своевременного обеспечения членов МО всей необходимой научно- методической литературой и документацией.

 

Ответственность:

1 . За объективность анализа деятельности классных руководителей.

2. За своевременную реализацию главных направлений работы.

3. За качественную разработку и проведение каждого мероприятия по плану работы МО.

4. За активность и корректность обсуждаемых вопросов

 

Организация работы МО классных руководителей.

1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы).

2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы.

3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году.

4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации).

5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку".

6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.

 

Структура плана методического объединения классных руководителей:

краткий анализ социально-педагогической ситуации развития учащихся;

педагогические задачи объединения;

календарный план методического объединения;

график проведения классных мероприятий;

повышение профессионального мастерства классного руководителя (темы самообразования классных руководителей, участие в курсах повышения квалификации);

подготовка творческих работ, выступлений;

работа по аттестации педагогов;

изучение и обобщение педагогического опыта работы классных руководителей.

Структура проведения методического объединения:

1. Вступительное слово председателя методического объединения о проблеме и цели заседания;

2. Выступление по теме заседания;

3. Обмен опытом работы классных руководителей;

4. Обзор методической литературы;

5. Рекомендации;

6. Текущие вопросы.

Формы методической работы:

·         методические сессии;

·         дидактические трибуны;

·         методические студии;'

·         тренинги;

·         обзор идей личностного развития ребенка;

·         деловые игры;

·         практикумы, семинары;

·         методические конференции;

·         мастер-класс;

·         "мозговой штурм";

·         экспресс-анкеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Циклограмма работы МО

 

Проводя опрос волнующих проблем среди педагогов, мы выяснили, что проблема планирования своей деятельности, а еще более планирования своей деятельности в классе остается одной из главных проблем классного руководителя. В связи с этим, для классных руководителей в   учебном году будут проведены семинары:

Тема 1. Системный подход в деятельности классного руководителя.

Основные вопросы:

- анализ социально-педагогической ситуации;

- идеология гуманистического воспитания: цели, ценности, принципы;

- структура воспитательного процесса;

- проектирование воспитательного процесса.

Тема 2. Содержание деятельности классного руководителя. Основные вопросы:

- планирование воспитательной работы,

- организация самоуправления в классе как условие и средство гуманизации воспитателя;

- формирование гуманистического микроклимата подросткового класса;

- гармонизация воспитательной деятельности учителей, работающих в данном классе;

- личностно ориентированные методики взаимодействия с родителями учащихся.

Тема 3. Воспитательные функции школьного класса. Микроклимат школьного класса как педагогический феномен. Основные вопросы:

- класс как элемент воспитательной системы школы;

- структура гуманистического микроклимата школьного класса;

- теория фундаментальных потребностей А. Масло и динамика микроклимата;

- методика формирования гуманистического МК школьного класса;

- классный руководитель как субъект управления процессом развития школьного класса.

 триместр


Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю:


1. Содержание деятельности классных руководителей
2. Документация классных руководителей
3. Организация работы с родителями
4. Ученическое самоуправление в классе

В течение года:
1. Создание банка интересных педагогических идей.
2. Создание банка данных по изучению уровня воспитанности учащихся
3. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности
4. Проведение классными руководителями открытых мероприятий.

Основные формы работы:
- совещания, семинары, круглые столы, планёрки;
- творческие отчёты классных руководителей;
- открытые классные часы и мероприятия;
- доклады, сообщения, презентации;
- изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ МО

Заседание №1

Август

Тема: Организация воспитательной работы в 2017-2018 учебном году.

Цель:

-       Обеспечение нормативно-методического сопровождения воспитательного процесса.

Форма проведения: Методический практикум

Вопросы для обсуждения:

1.     Утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год. 

Отв.   руководитель МО классных руководителей

2.     Изучение нормативных документов по организации воспитательной работы в 2016/2017 учебном году.

Отв.   зам директора по ВР

3.     Функциональные обязанности классного руководителя.

Отв.  руководитель МО классных руководителей

4.     Социальный паспорт класса (совещание)

Отв. зам директора по ВР

5.     Проектировочная деятельность и планирование воспитательной работы в классе;

Отв.   руководитель МО классных руководителей

6.  Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных.
Отв.   зам директора по УВР

 

Заседание №2

Ноябрь

Тема: «Организация социально-педагогического взаимодействия с учащимися, находящимися в СОП и воспитывающимися в семьях, состоящих на ВШК»

Цель:

-       оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь учащимся;

-       оказывать помощь детям и подросткам в защите их прав и интересов.   

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

1.     Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении.

Отв. Учитель начальных классов

2.     Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков в семьям социального неблагополучия.

Отв.  Учитель русского языка

3.     Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье.

Отв. Учитель начальных классов

 

 Практическая часть:

    - тренинг «От диагностики до коррекции»;

    - ролевые игры «Ученики, родители, учителя».

 

Заседание №3

Январь

Тема:«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй»

Цель:

-       повышение психолого-педагогической компетентности классного руководителя при организации работы с семьями учащихся

Форма проведения:  свободный микрофон

Вопросы для обсуждения:

1.    Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.

Отв. Зам директора  по ВР

2.    Формирование благоприятного социального психологического  климата в классном коллективе учащихся и родителей.

Отв. Учитель начальных классов

 

3.    Обмен опытом по взаимодействию с семьёй.

Отв. Классные руководители

 

 Практическая часть:

      - обмен опытом работы .

 

 

Март

Тема: Социальные проблемы профориентации учащихся.

Цель:

-       Поиски рациональных способов организации профориентационной работы.

Форма проведения: семинар

Вопросы для обсуждения:

1.    Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся

 Отв. Учитель иностранного языка

2.    Система работы по профориентации учащихся

Отв.   руководитель МО классных руководителей и классные руководители

 

Заседание № 5

Май

Тема: Практическое использование современных воспитательных технологий. Лето 2018.

Цель:

-       Обмен опытом.

Форма проведения: Панорама опыта

Вопросы для обсуждения:

1.    Отчет по темам самообразования.

Отв. Классные руководители

2.    Анализ работы классных руководителей за 2017-2018 учебный год.

Отв.   руководитель МО классных руководителей

3.    Организация летнего отдыха учащихся.

Отв. Зам директора по ВР, директор школы

4. Эмоциональное выгорание педагога. Доклад-презентация

 Отв.   руководитель МО классных руководителей

.

Работа с нормативными документами:

1. Положение о классном руководителе. Должностная инструкция.

2. Программы воспитания школьников.

3. Методические рекомендации журнала «Классный руководитель».

4. Документация классного руководителя.

5. Современные педагогические диагностики.


МО классных руководителей соблюдает:

1. Конвенцию о Правах ребёнка

2. Конституцию РФ и Законы РФ

3. Указы Президента РФ

4. Решения Правительства РФ

5. Устав школы, Распоряжения и Приказы администрации МБОУ «СОШ с.Вязовка»


Портфель классного руководителя:

1. План воспитательной работы

2. Диагностические материалы

3. Методические материалы

4. Копилка воспитательных мероприятий

 

Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей.   Основные направления системного подхода

1. Ученик и нравственность

2. Ученик – патриот и гражданин

3. Ученик и его здоровье

4. Общение и досуг ученика

5. Эстетическое воспитание

6. Ученик и его семья

7. Профориентация

8. Правила этикета

 

Критерии деятельности (количественные показатели  работы  классного  руководителя)

Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя.

 

Критерии

Показатель

Ведение необходимой документации

личные дела

Соблюдение сроков и отсутствие замечаний завучей

классные журналы

Соблюдение сроков и отсутствие замечаний завучей

программа воспитательной работы (постановка конкретных задач воспитания и их реализация. Анализ и оценка результатов работы),

Соблюдение сроков и отсутствие замечаний завучей

психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.

 

Заполненные карты на всех учащихся класса

дневники учащихся.

Отсутствие замечаний завучей

портфолио учащихся

Мониторинг

папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований

Наличие и пополнение материалов

Организация воспитательной работы с обучающимися

Массовые  классные мероприятия

Один  раз  в  месяц

Участие класса в творческих делах школы

Факт участия

Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях

Факт участия

Проведение классных часов

Еженедельно

Вовлеченность каждого ученика в значимую для него деятельность

% охвата учащихся системой дополнительного образования

Работа с родителями

Проведение  родительских  собраний

Один  раз  в  учебный период

Организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке

Данные журнала консультаций родителей

Активная деятельность классного руководителя

Участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках школы, района, округа, области

Факт участия

Критерии результативности.

(Качественные  показатели  работы  классного  руководителя)

 Критерии

Показатель

Успеваемость учеников класса

 

Качество знаний (по итогам отчетных периодов):

·        повысилось,

·        не изменилось,

·        снизилось

Психолого-педагогическая диагностика коллектива класса

Данные мониторинга

·        положительная динамика

·        стабильность

·        отрицательная динамика

Психолого-педагогическая диагностика личности обучающегося

Данные мониторинга

·        положительная динамика

·        стабильность

·        отрицательная динамика

 

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

срок

тематика контроля

ответственный

1

сентябрь

утверждение планов воспитательной работы

Зам. по УВР

2

октябрь

утверждение графика проведения открытых воспитательных мероприятий классными руководителями

организатор,

зам. по УВР

3

декабрь

утверждение графика посещения классных часов

директор,

организатор,

зам. по УВР

4

январь

диагностика и анкетирование классных коллективов

организатор

5

февраль

посещение классных часов и открытых мероприятий

директор,

организатор,

зам. по УВР

6

март

завершение работы по измерению уровня воспитанности классных коллективов

организатор

7

апрель

подготовка и проведение итоговых классных часов

классные руководители

8

май

подведение итогов конкурса

«Самый классный класс»

директор,

организатор,

зам. по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы коллектива.

1.Закон правды:Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.Будь правдив!

2.Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к cебе, прояви его к окружающим людям. Помни об их инте­ресах, нуждах, потребностях.

4.Закон любви: Любовь - одно из древнейших и наибо­лее уважаемых чувств, не стесняйся её,

5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, ум­рёт. Помни о своём народе и своей истории.

7.Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

8.Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

 Психолого-педагогические обязанности классного руководителя, а также любого человека, кто хотел бы заниматься воспитанием детей:

- НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
- Любить детей.
- Стараться как можно больше хорошего знать о детях.
- Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
- Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям.
- В беде и в радости ваш дом - их дом.
- Уметь прощать.
- Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать.
- Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой.
- Уметь терпеть и ждать.
- Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха.
- Искать и находить подход к каждому.
- Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно.
- Уметь требовать любя и любить требуя.
- Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий.
- Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово.
- Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, если это нужно ребенку.
- Уметь делать своим ученикам замечательные подарки.
- Уметь любую работу делать вместе с учениками.
- Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча.
- Уметь быть ласковой со всеми детьми.
- Никогда не выпендриваться.
- Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно.
- Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках.
- Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.
- Никогда не жаловаться на детей. Придумывать все с ними, а не за них.  
- Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
- Не изображать из себя безгрешную мумию.
- Никогда не забывать хвалить детей за дело.
- Придумать множество самых разнообразных форм поощрения.
- Никогда не сравнивать детей.
- У вас не должно быть любимчиков.

- Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.

 

Устав класса.

Устав__ класса МБОУ «СОШ с.Вязовка»

 Принят на собрании учеников и родителей ______г.

Согласован с директором школы и учителями, работающими с классом.

 1. Мы и школа.

Наш класс является структурным подразделением школы. Мы - активные участники всех общешкольных дел. Наш адрес: самый красивый и уютный класс в школе. Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 2. Только мы.

Перспектива: образ жизни, достойный уважения окружающих.

Правила нашей жизни:

А) мы - самые дружные;

Б) мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности;

В)мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

 3. Мы и наш классный руководитель.

Нашим классным руководителем может быть не каждый учитель, а лишь тот, который нас хорошо знает, любит, понимает и верит в нас.

Это______________________________________________.

 4. Мы и наши родители.

Родители - наши помощники и друзья. Мы всегда вместе: мы на уроках - они переживают;

-     мы выполняем домашнее задание - они следят за нашей работой;

-     мы отдыхаем, у нас праздник - родители с нами веселятся и отдыхают. Постараемся их не огорчать.

 5. Мы и наши учителя.

Мы с уважением относимся ко всем, кто нас учит. Мы стараемся, Чтобы каждому было приятно и интересно с нами работать.

 6. Мы и наши младшие товарищи.

Мы никого не обидим. Нужна помощь - обращайтесь, поможем.

 7. Мы и наши старшие товарищи.

Мы хотим видеть в наших старших товарищах пример для подражания. Не умеем - подскажите, трудно будет - помогите.

 8. Мы и окружающий нас мир. Мы любим нашу малую родину и сделаем её краше. Мы с уважением относимся ко всем, кого знаем. Мы с удовольствием поможем всем, кто нуждается в нас.

 

Возможно ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право.

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы…

 

 

                                                      

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»